Участие музея в Неделе Швеции в Чебоксарах

23 мая 2006 года в рамках проведения Недели Швеции в Чувашском национальном музее открылись художественные выставки Анн Фроссен (3000живопись), глобальный фотопроект Ивара Свестиньша и выставка фотографий из коллекции Королевского дворца Швеции «Русско-шведская судьба: Мария Павловна». Каждая из выставок удивительна сама по себе.

На выставке Анн Фроссен представлена водная стихия во всей необузданной красе. Автор пытается запечатлеть непрерывное волнение моря на холсте. Здесь оно предстает бесконечным движением волн, без намека на близкий исход или узкую полоску берега. Так изображаются опасности, поджидающие нас на жизненном пути. Картины отражают внутренний мир художницы. На полотнах ничто не отвлекает от чарующей мелодии дикой природы. В художественно-историческом смысле Фроссен опирается на давние и богатые традиции маринистов северно-европейского романтизма. Она пишет акриловыми красками, что дает возможность работать быстро. На каждой картине 50 слоев – от чернильного грунта до верхних мазков лазурью с прозрачным розовым или серым. Знакомство с живописью Анн оставляет странное чувство – плавления и перерождения. На фоне моря мы становимся частью большого круговорота, единства. Всего лишь миг, выхваченный из жизни капризной стихии, но не возможно удержать восхищения ее величием и простотой.

Фотовыставка Ивара Свестиньша представляет портретные снимки крупным планом. Ивар считает, что ничто не интересно так, как человеческое лицо – естественное лицо без грима. Идея пришла 10 лет назад, когда он фотографировал более 150 стокгольмцев: от новорожденных до 100 летних. Все они – люди, родившиеся в 20 веке. Фотографии выставлялись в научном центре по изучению человека. Главное, что на этих фотографиях лица представлены без контекста: нет фона, одежды, прически, то есть человек сам по себе. Для создания таких портретов создается спокойная, непринужденная атмосфера, без какого-либо позирования. Представленная на выставке серия из 72 фотографий отражает жизнь 72 человек из г. Москвы: начиная от новорожденного заканчивая 72 летним стариком. Принцип фотографирования тот же: черно-белый портрет крупным планом, без макияжа и без социально-экономических признаков. Фотографии говорят о бренности жизни. Возраст последнего мужского портрета – 59 лет, а женщины – 72 года, что является средней продолжительностью жизни россиян. Об этом стоит задуматься.

Интересна выставка репродукций уникальных фотографий начала 20 века из коллекции Королевского дворца Швеции – «Русско-шведская судьба: Мария Павловна». Это рассказ об удивительной судьбе двоюродной сестры последнего российского императора – Марии Павловны Романовой, отданной в 1908 году замуж за шведского принца Вильгельма. Подробно о жизни великой княгини рассказал шведский писатель и журналист Стаффан Скотт. Он подчеркнул, что ее судьба – это только маленькая часть судеб великой русской эмиграции, представители которой сделали многое для западной культуры, искусства и музыки.

Выставка «Мир красоты»

«…Живопись – это не только мазки кисти, наложение краски на полотне. Главное, чтобы вышивка передавала ощущение цвета, объем и композицию рисунка, создавала настроение. Наверное, трудно вот так, со слов, представить себе не акварельный рисунок, не живописный пейзаж, написанный маслом, а картину, вышитую цветными нитками», – считает К.С. Сухарева.

Впервые в Чебоксарах в Музейно-выставочном центре Чувашского национального музея открылась 97-ая выставка Владимирского областного центра народного творчества. Организатором выставки является Лауреат премии Владимирской области, Всероссийских выставок-конкурсов «Вышитая картина-98» и «Вышитая картина-2004» Клара Семеновна Сухарева. На ней представлены более 200 произведений, выполненных руками 55-ти владимирских мастериц, среди которых и дети. Рукодельницы в своих произведениях отражают историческую, культурную и духовную жизнь Владимирской земли, красоту мира и мечту о красоте, родные просторы, памятники прошлого, лики Святых и портреты современников – все то, что близко и понятно людям с детства. Каждый стежок из многих тысяч на полотне выполнен с любовью. Тепло души мастера остается в картине вместе с вышитым изображением.

Основное направление в работах – вышивка в разной технике: церковное золотное шитьё, лицевое шитьё, вышивка в графической манере, а также изделия из бисера, картины из перьев, ваты, кожи, лент, теста; куклы на чайник, куклы текстильные, лоскутные, из пластика, махеровой шерсти; мягкие игрушки.

Выставка известна во многих городах России, она побывала во многих залах Москвы и Санкт-Петербурга: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Политехнический музей, Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Государственный музей – гуманитарный центр имени Н. Островского, Государственный выставочный центр «Беляево», «Народная галерея» Государственного Российского дома народного творчества, Этнографический музей (3000г. Санкт-Петербург).

Праздник еще более украсило выступление фольклорного ансамбля «Родные просторы» (3000художественный руководитель Л. Кондратьева).

В Чебоксарах выставка «Мир красоты» будет работать до 1 июля 2006 года. За неделю до закрытия выставки предполагается проведение мастер-класса руководителем народной школы «Мир красоты» К.С. Сухаревой.

Выставка «От истоков народного творчества»

12 мая 2006 года в Музейно-выставочном центре Чувашского национального музея открылась выставка «От истоков народного творчества». На выставке представлены работы преподавателей Н.Е. Афанасьевой, Н.М. Балтаева, И.В. Лялиной и студентов факультета «Дизайн» Чувашского государственного университета.

Привлекательными для посетителей стали представленные здесь серии живописных и графических работ – раздумья о сохранении национальных корней. В этих произведениях воплощены вековые эстетические традиции, народная мудрость, особенности национального миропонимания, одновременно в них выражены в необычных красках и образах личность и характер художника-создателя.

Студенты в работах обратились к узорам старинного чувашского, русского, мордовского костюмов, сохранили древнюю символику в своих эскизах. Эта тема особенно актуальна в Год духовного просвещения.

Открытие выставки было украшено выступлением фольклорного коллектива «Сипет», который исполнил чувашские народные песни.