Литературный музей им. К.В. Иванова

Литературный музей имени К.В. Иванова — филиал Чувашского национального музея — был открыт в октябре 1940 года. Создание музея чувашской литературы и искусства было приурочено к 50-летию со дня рождения классика чувашской литературы К.В. Иванова. В начале Великой Отечественной войны 1941 г. музей временно был закрыт. В 1957 году экспозиции вновь были открыты в бывшем доме купца Н. Корытникова. В 1978 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС музей, попавший в зону затопления, был закрыт. 27 мая 1990 г., к 100-летию со дня рождения К.В. Иванова, Литературный музей возродился в самом центре города Чебоксары (ул. Ленинградская, дом №29/20). Общая экспозиционная площадь составляет 952 кв.м.

Музей носит имя основоположника чувашской литературы. К.В. Иванов (1890-1915) — ученик и учитель Симбирской чувашской школы, переводчик, художник, классик чувашской поэзии, автор бессмертной поэмы «Нарспи». Трагедия любви Нарспи и Сетнера сопоставима с шекспировской драмой «Ромео и Джульетта». Поэма «Нарспи» — энциклопедия жизни народа, сохранившая древние чувашские языческие обряды и обычаи.

Экспозиция музея знакомит посетителей с этапами развития чувашской литературы со времени ее зарождения до наших дней. Отдел дореволюционной чувашской литературы рассказывает об истоках чувашского народного творчества, о первых чувашских писателях и развитии чувашской литературы до 1917 года. Особо выделено творчество К.В. Иванова. В интерьере кабинета Иванова экспонируются мемориальные вещи поэта, среди которых — самодельная пишущая машинка, письменные принадлежности, рукописи и рисунки.

Питательной средой для произведений чувашских писателей часто являются древние верования, народные обычаи и обряды. Около селений до сих пор можно встретить ограды Киреметя — языческого божества, требовавшего регулярных жертвоприношений. Диорама «Киреметь» работы художника Ю. Матросова рассказывает о месте обрядов и жертвоприношений в жизни народа. По картинам художника В. Агеева можно составить представление о народных обрядах и праздниках.

Каменные столбы — надмогильные памятники со следами забытого рунического письма, старинная вышивка раскрывают богатый духовный мир чувашского народа в устнопоэтический период развития литературы.

Особый интерес представляет раздел «И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская школа». Первый чувашский алфавит, первый чувашский букварь, первые книги для чтения на чувашском языке, первые чувашские учебники, переписка между И.Я. Яковлевым и И.Н. Ульяновым, диорама «Приезд И.Я. Яковлева в чувашскую деревню» работы художника В. Семенова рассказывают о жизни и деятельности просветителя народов Поволжья.

Экспонаты следующего раздела повествуют о формировании чувашской интеллигенции из выпускников Симбирской чувашской школы. Отдел зарождение и развитие чувашской литературы знакомит с творчеством писателей Т. Семенова, Н. Полоруссова-Шелеби, Ф. Павлова, М. Сеспеля, И. Максимова-Кошкинского, П. Осипова, С. Эльгера, Н. Васянки, П. Хузангая, С. Шавлы, Л. Агакова, А. Алги. Отдел современной чувашской литературы представлен материалами П. Афанасьева, Н. Терентьева, Ю. Семендера, Р. Сарби, В. Тургая.

В литературном салоне при музее проводятся вечера поэзии, творческие встречи поэтов и прозаиков, литературномузыкальные вечера.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *